Программа исследования

Цели исследования

  • Измерить уровень цифровой грамотности россиян
  • Проследить динамику показателей по сравнению с 2015 г.

Задачи исследования

  1. Изучить структуру субиндекса цифрового потребления, измерить входящие в него показатели и изучить влияние каждого из показателей на интегральный.
  2. Изучить структуру субиндекса цифровых компетенций, измерить входящие в него показатели и изучить влияние каждого из показателей на интегральный.
  3. Изучить структуру субиндекса цифровой безопасности, измерить входящие в него показатели и изучить влияние каждого из показателей на интегральный.
  4. Измерить уровень цифровой грамотности населения в разрезе федеральных округов, а также составить их рейтинг.

Методология исследования

Структура Индекса представляет собой трехуровневую модель, формируемую на основе 20 ключевых параметров:

  1. Субиндекс цифрового потребления
    • Охват фиксированного интернета
    • Охват мобильного интернета
    • Уровень наличия в личном пользовании цифровых устройств
    • Количество зарегистрированных в регионе интернет-СМИ на душу населения
    • Уровень потребления социальных сетей
    • Уровень потребления цифровых государственных услуг
    • Уровень потребления новостной информации в интернете
  2. Субиндекс цифровых компетенций
    • Компетентность в области поиска информации в интернете
    • Компетентность в области использовании мобильных средств коммуникации
    • Компетентность в области использования социальных сетей
    • Компетентность в области проведения финансовых операций через интернет
    • Компетенции в области потребления товаров и услуг через интернет
    • Компетентность в области критического восприятия информации и проверки на достоверность
    • Компетентность в области производства мультимедийного контента для интернета
  3. Субиндекс цифровой безопасности
    • Способность защиты персональных данных
    • Наличие навыков борьбы с угрозами целостности информации и компьютерными вирусами
    • Отношение к пиратскому программному обеспечению
    • Отношение к пиратскому медийному контенту
    • Уровень культуры взаимодействия в социальных сетях
    • Соблюдение этических норм при размещении цифрового контента

Отличием исследования 2016 г. является замер 6 дополнительных показателей, не входящих в состав Индекса, но являющихся актуальными и необходимыми для объяснения цифрового поведения населения:

  • Осведомленность о развитии телемедицины
  • Компетентность безопасного хранения данных
  • Причины отсутствия в пользовании цифровых технологий
  • Уровень удовлетворенности цифровыми технологиями в собственном населенном пункте
  • Компетентность осуществления онлайн-оплаты при покупках через интернет
  • Компетентность синхронизации цифровых устройств

Методика исследования

Для конструирования Индекса были использованы следующие источники:

  1. Всероссийский опрос взрослого населения (18+), проведенного ВЦИОМ 24-25 сентября 2016 г. специально для данного проекта. Выборка исследования составляет 1600 человек. Территория исследования: 8 федеральных округов:

    • Центральный Федеральный округ
    • Северо-Западный Федеральный округ
    • Южный Федеральный округ
    • Северо-Кавказский Федеральный округ
    • Приволжский Федеральный округ
    • Уральский Федеральный округ
    • Сибирский Федеральный округ
    • Дальневосточный Федеральный округ
  2. Данные по охвату стационарного и мобильного интернета, а также об уровне потребления социальных медиа предоставлены исследовательской компанией TNS Россия. В первых двух случаях источником является Установочное исследование TNS Web Index в январе-июне 2016 г. Исследование проведено в городах РФ с населением от 100000 жителей и более, возраст респондентов — 12+. В третьем случае были взяты данные проекта TNS Web Index — Россия (вся Россия, респонденты в возрасте 12–64) за аналогичный период времени.
  3. Данные по количеству зарегистрированных в регионе интернет-СМИ на душу населения были рассчитаны на основании сведений из базы данных, зафиксированных СМИ Роскомнадзора (по состоянию на октябрь 2016 г.), а также сведений Росстата о численности населения федеральных округов РФ по состоянию на 1 января 2016 г.

Для вычисления интегрального Индекса цифровой грамотности, а также субиндексов была использована следующая формула:

(СУБ)ИНДЕКС = НП1*ВК1+НП2*ВК2+…НПn*ВКn

НП1, НП2…— нормированные показатели;
ВК1, ВК2…— весовые коэффициенты.
Нормирование показателей производилось по шкале от 0 до 10.
Весовые коэффициенты были получены в рамках экспертного опроса, проведенного в рамках проекта.

Этапы проекта

Подготовительный этап август 2016
Проведение исследовательских работ сентябрь – ноябрь 2016
Подготовка отчетных материалов. ноябрь 2016
Презентация отчётных материалов на мероприятиях ноябрь – декабрь 2016
Модернизация сайта проекта цифроваяграмотность.рф декабрь 2016 – февраль 2017
Информационная поддержка проекта ноябрь 2016 – март 2017
Подведение итогов август 2016 – март 2017

Команда проекта

Т. Голубовская (РОЦИТ)

С. Гребенников (РОЦИТ)

Е. Савенок (РОЦИТ)

О. Рыбакова (РОЦИТ)

Я. Капустинский (РОЦИТ)

С. Плуготаренко (РОЦИТ, РАЭК)

У. Парфентьев (РОЦИТ)

М. Твердынин (РОЦИТ)

С. Давыдов (НИУ ВШЭ)

О. Логунова (НИУ ВШЭ)