РОЦИТ предупреждает: участились случаи мошенничества в Сети!

Все новости

С 2015 года РОЦИТ запустил проект «Горячая линия Рунета». Ежедневно на Горячую линию поступают жалобы пользователей, столкнувшихся с мошенничеством в Сети, некачественным предоставлением услуг связи, незаконным распространением персональных данных. Первое место в рейтинге жалоб, с ноября 2015 года и по настоящее время, уверенно занимают интернет-магазины, и это не случайно. В условиях «общей экономии», пользователи стремятся найти лучшее предложение и находят его в Сети.

Доля пользователей, совершающих покупки в отечественных и зарубежных интернет-магазинах увеличилась за последний год более чем на 50%. По данным АКИТ: 42% всех продаж интернет-магазинов в РФ приходится на электронику, 13% на одежду и обувь, 10% на автозапчасти. Самый высокий средний чек делится между тремя категориями: мебель и хозяйство, мода и спорт.

По данным ряда исследовательских компаний, портрет среднего онлайн покупателя интернет-магазина, выглядит так: представитель одной из возрастной групп 18-24 или 31-35 лет с высшим образованием, работает в офисе и тратит деньги в Сети на одежду, развлечения и технику. Первая причина, по которой покупают товары в интернет-магазине - экономия времени, во-вторую очередь - экономия денежных средств.

Не случайно, что рынок с более чем 10 миллионами покупателей полон мошенников, осуществляющих свою деятельность незаконно. Вот несколько примеров обращений пользователей Рунета, на Горячую линию:

«В Интернет-магазине www.moy-pa___m.ru мною были приобретены 2 парфюма. Товар оказался подделкой под уважаемые бренды. При растирании на ладонях остается мыльный раствор, который растворяясь начинает благоухать ароматом жидкого мыла. Мной был опробован 1 флакон, который после распыления не оставляет запаха и после 5-6 нажатий на распылитель верхняя насадка стала двигаться, т.е. она не закреплена и скоро может отвалиться. Упаковки были вскрыты, по приезду домой и выброшены в урну полиэтиленовые упаковки со стикерами, но картонные коробки остались. К сожалению, по своей неосторожности, вместе с целлофаном, выбросил и чек, о чем потом очень сильно пожалел. Теперь нет доказательств моей правоты. Но остался заказ в электронной почте со всеми данными по заказанной продукции. » Илья, 25 лет

«Мною в меховом интернет-магазине «М….» была приобретена шуба из бобра за 65000 рублей. Доставка курьером. Впоследствии я обнаружила, что шуба произведена в Китае а заказывала я Италию и курьер уверял, что это Италия, но при тщательном осмотре мелким шрифтом который сразу не разберешь, написано Китай. На следующий день я отнесла шубу к специалисту в меховое ателье где мне сказали, что выделка плохая и мездра хрустит. На мои просьбы обменять на другую шубу хорошего качества пусть даже с доплатой, они бросают трубку, а потом не подходят к телефону, ни на смс ни на дальнейшие звонки они не отвечают. Также они не дали кассового чека и только приходный кассовый ордер, где стоит печать фирмы с другим названием, который я также не сразу прочитала, не было и сертификата качества.
Магазин нигде не зарегистрирован, у него даже нет своего сайта (кроме объявлений на авито), работают нелегально.»Ольга, 28 лет

«У меня есть страница в социальной сети Instagram, там я увидела страницу c объявлениями о продаже сумок, одежды, обуви и аксессуаров. Меня заинтересовали объявления о продаже сумок, и я связалась с продавцом, как позже она представилась, О., через популярный месенджер. Я перевела денежные средства в размере 18 000 рублей в счет выбранной мной сумки «Dior чёрная» из указанного профиля Instagram на сообщенный в переписке через месенджер, номер банковской карты. О. сообщила мне, что это банковская карта её брата и просила перевести деньги на неё, поскольку карта самой О. пока не готова. Позже я договорилась с О. о покупке второй сумки «Прада зеленая», в связи с чем, я перевела денежные средства в размере 16 500 на банковский ее счёт. Сумки О. обязалась мне прислать через неделю, однако до настоящего времени я их не получила. На мои вопросы в месенджере, она сначала придумывала различные отговорки, а, когда я попросила прислать мне трекинговый номер, в подтверждение отправки товара либо вернуть мне деньги, заблокировала мой телефон и перестали выходить на связь. Как мне стало известно, я не единственная пострадавшая от мошеннических действий О…Более того, в разных социальных сетях, мошенница выступает под разными аккаунтами.»Марина, 32 года

Что значит незаконная предпринимательская деятельность?

Незаконное предпринимательство — деятельность, являющаяся преступной согласно статье 171 Уголовного кодекса РФ.

Законная предпринимательская деятельность осуществляется в Российской Федерации при условии государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или создания в установленном порядке юридического лица. Соответственно, незаконным является осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации.

Большинство незаконных интернет-магазинов и незарегистрированных индивидуальных предпринимателей осуществляют свою деятельность в социальных сетях. Очень сложно или практически невозможно добиться справедливости и вернуть потраченные впустую денежные средства, в связи с тем, что данные о таких “серых” продавцах не содержатся в базах государственных структур. Информацию о реальных данных продавцов теневого рынка: имени, месте проживания и территории ведения бизнеса - фактически можно узнать только лично. А стоит ли доверять человеку, который не отвечает за свой товар или деятельность перед законом?

И все-таки определить интернет-магазин, которому можно доверять – возможно. Вот несколько правил от РОЦИТ по определению добросовестного продавца:

Смотреть подробнее >>

01 февраля 2016

Другие материалы:

13 декабря 2017

Индекс цифровой грамотности в 2017 году вырос на 5,7%

13 декабря 2017 года в рамках конференции “Рунет: Итоги года 2017” состоялась презентация третьей волны всероссийского исследования “Индекс цифровой грамотности граждан РФ.

23 марта 2017

На форуме «Digital Transformation» состоялась презентация итогов исследования «Индекс цифровой грамотности 2016»

23 марта 2017 года в Москве White Hall (Пресненская набережная д 6 стр 2, башня “Империя”, 13 этаж) пройдет новая конференция Digital Transformation, посвященная цифровому маркетингу и коммуникациям в интернете.

07 февраля 2017

На форуме CSF’17 обсудили цифровую грамотность и интернет-риски

В рамках Cyber Security Forum 2017 состоялась секция “Интернет-риски. Глобальный рейтинг цифровой культуры 2017: Россия и мир”, посвященная цифровой грамотности граждан РФ и рискам, с которыми пользователи могут столкнуться в Сети.